Регулировка скорости с помощью AMD OverDrive и Riva Tunes

Как подобрать канальный вентилятор? 7 факторов быстрого подбора

Фактор 1. Что нужно понимать еще до процесса подбора

Канальные вентиляторы скрыто монтируются в систему воздуховодов в запотолочном пространстве или в вентиляционных каналах, а также между подвесным и основным потолком.

Как выбрать канальный вентилятор

Первое, с чем вы столкнетесь, это – выбор наиболее подходящей по производительности и энергоэффективности модели вентилятора. Она должна быть с наилучшими техническими показателями для поддержания необходимых параметров микроклимата, чтобы идеально «вписаться» именно в ваш проект.

При выборе модели канального вентилятора для системы вентиляции необходимо учитывать, что такой вентилятор обычно устанавливается в комплекте с вспомогательными устройствами и аксессуарами. Выбранный вентилятор должен дополнить наилучшую комбинацию компонентов системы, подходящую для поставленной цели.

Немало зависит и от производителя прибора, ведь он отвечает за качество работы вентилятора, за его срок службы и другие важные свойства. Если подойти к аспекту выбора бренда не серьезно, то можно остановиться на не самом лучшем варианте на рынке, и тогда есть риск, что система вентиляции не будет работать, как нужно для вашего помещения. Чтобы помочь вам в этом нелегком деле, мы составили рейтинг производителей канальных вентиляторов, среди которого вы точно найдете идеальный вариант для себя и по цене, и по качеству.

Фактор 2. Где и для чего применяются

Схема вентиляции

Такие вентиляторы могут применяться:

  • для вытяжных или энергоэффективных приточно-вытяжных вентиляционных систем частных домов или квартир;
  • в энергоэффективных системах вентиляции офисных зданий или центров;
  • для систем механической вентиляции коммерческих объектов;
  • в вентсистемах со специальными требованиями по чистоте и уровню шума для лечебных учреждений;
  • в системах с регулированной производительностью для учебных или административных зданий;
  • для мощных систем вентиляции с очисткой, подогревом или охлаждением воздуха производственных помещений.

Фактор 3. Типы вентиляторов для канального монтажа

Различают три вида канальных вентиляторов: для круглых или прямоугольных воздуховодов, а также смешанного типа. Стыковка вентиляторов с воздуховодами происходит через присоединительные диаметры, стыковочные фланцы и гибкие соединительные вставки. Некоторые модели монтируются непосредственно внутри воздуховодов. При этом современные модели совершенно бесшумны, что в свою очередь не доставит вам никакого дискомфорта. Больше о преимуществах тихих вентиляторов для канального монтажа вы можете прочитать здесь.

Системы с вентиляторами под круглые воздуховоды рассчитаны на меньший расход воздуха (до 14000 м3/ч).

Вентиляторы на меньший расход воздуха

Вентиляторы, монтируемые в системах с квадратными или прямоугольными воздуховодами более производительны (до 26800 м3/ч).

Вентиляторы для прямоугольного воздуховода

Фактор 4. Какие характеристики нужно учитывать при выборе канального вентилятора?

Главное задание вентиляции — обеспечить нормативный воздухообмен, т.е. подать достаточное количество свежего воздуха для поддержания требуемых показателей микроклимата, наиболее комфортного для жизни и деятельности людей. Нормы воздухообмена установлены государственными строительными нормами (ДБН). Например, для жилых помещений такие нормы приведены в следующей таблице.

Расход вентиляционного воздуха для жилых помещений

Исходя из этих норм и из объема помещений, определяют требуемую по расходу воздуха в час продуктивность вентилятора, работающего на подачу/вытяжку.

Особое внимание обратите на производительность вентилятора — так вы сможете понять, какая модель больше всего подходит для вашего помещения.

Производительность вентилятора можно узнать по формуле:

Где: L – производительность, которая должна быть у вентилятора, чтобы справиться с поставленной перед ним задачей, м3/час; V – объем помещения ( произведению S площади помещения, на h – его высоту), м3; K – норма воздухообмена для различных помещений (см. вторую колонку табл.).

Источник

Вентиляторы с высокой скоростью вращения

Технологии шагнули очень далеко вперед

Скорость кулера процессора

    &nbsp / &nbspСтатьи &nbsp / &nbsp
  • Скорость кулера процессора

Скорость кулера процессора

Когда может потребоваться настройка скорости кулера

Регулировка скорости вращения проводится в BIOS с учётом настроек и температуры на датчиках. В большинстве случаев этого достаточно, но иногда система умной регулировки не справляется. Разбалансировка происходит в следующих условиях:

  • разгон процессора/видеокарты, увеличение вольтажа и частоты основных шин;
  • замена стандартного системного кулера на более мощный;
  • нестандартное подключение вентиляторов, после чего они не отображаются в BIOS;
  • устаревание системы охлаждения с шумом на высоких оборотах;
  • загрязнение кулера и радиатора пылью.

Если шум и увеличение скорости кулера вызвано перегревом, снижать обороты вручную не стоит. Лучше всего начать с чистки вентиляторов от пыли, для процессора — снять полностью и заменить термопасту на подложке. После нескольких лет эксплуатации эта процедура поможет снизить температуру на 10–20°C.

Стандартный корпусный вентилятор ограничен скоростью около 2500–3000 оборотов в минуту (RPM). На практике устройство редко работает на полную мощность, выдавая около тысячи RPM. Перегрева нет, а кулер всё равно продолжает выдавать несколько тысяч оборотов вхолостую? Придётся исправлять настройки вручную.

Предельный нагрев для большинства элементов ПК — около 80°C. В идеале необходимо держать температуру на уровне 30–40°C: более холодное железо интересно только энтузиастам-оверклокерам, с воздушным охлаждением такого добиться сложно. Проверить информацию по температурным датчикам и скорости вентиляторов можно в информационных приложениях AIDA64 или CPU-Z/GPU-Z.

Как настроить скорость вращения кулера на компьютере

Осуществить настройку можно как программно (правками в BIOS, установкой приложения SpeedFan), так и физически (подключив вентиляторы через реобас). Все способы имеют свои плюсы и минусы, реализуются по-разному для различных устройств.

На ноутбуке

В большинстве случаев шум вентиляторов ноутбука вызван блокированием вентиляционных отверстий или их загрязнением. Снижение скорости кулеров может привести к перегреву и быстрому выходу девайса из строя.

Если шум вызван неправильными настройками, то решается вопрос в несколько шагов.

Через BIOS

  1. Перейдите в меню BIOS, нажав в первой фазе загрузки компьютера клавишу Del (на некоторых устройствах — F9 или F12). Способ входа зависит от типа BIOS — AWARD или AMI, а также производителя материнской платы.

Зайдите в настройки BIOS

Перейдите во вкладку Power

Выберите нужную скорость вращения кулера

Сохраните изменения, после чего компьютер автоматически перезагрузится

В инструкции намеренно были указаны разные версии BIOS — большинство версий от разных производителей железа будут хоть немного, но отличаться друг от друга. Если строки с нужным названием не нашлось, ищите похожую по функционалу или смыслу.

Утилитой SpeedFan

  1. Скачайте и установите приложение с официального сайта. В главном окне отображается информация о температуре на датчиках, данные о загрузке процессора и ручная настройка скорости вентилятора. Снимите галочку с пункта «Автонастройка вентиляторов» и выставьте количество оборотов в процентах от максимального.

Во вкладке «Показатели» установите нужный показатель скорости

Установите нужный параметр температуры и сохраните настройки

С помощью программы можно проконтролировать показатели температуры при максимальной нагрузке

На процессоре

Все способы регулировки кулеров, указанные для ноутбука, отлично работают и для процессоров настольных ПК. Помимо программных методов регулировки, у десктопов есть и физический — подключение вентиляторов через реобас.

Реобас позволяет настраивать скорось без использования программного обеспечения

Реобас или контроллер вентиляторов — устройство, позволяющее управлять скоростью кулеров напрямую. Элементы управления чаще всего выносятся на отдельный пульт или переднюю панель. Главным плюсом использования этого устройства является прямой контроль над подключенными вентиляторами без участия BIOS или дополнительных утилит. Недостатком — громоздкость и избыточность для обычного пользователя.

На покупных контроллерах скорость кулеров регулируется через электронную панель или механическими ручками. Управление реализовано при помощи увеличения или уменьшения частоты импульсов, подаваемых на вентилятор.

Сам процесс корректировки называется ШИМ или широтно-импульсная модуляция. Использовать реобас можно сразу после подключения вентиляторов, до запуска операционной системы.

На видеокарте

Управление охлаждением встроено в большинство программ для разгона видеокарты. Проще всего с этим справляются AMD Catalyst и Riva Tuner — единственный ползунок в разделе Fan точно регулирует количество оборотов.

Для видеокарт от ATI (AMD) следует зайти в меню производительности Catalyst, затем включить режим OverDrive и ручное управление кулером, выставив показатель на нужное значение.

Для видеокарт от AMD скорость вращения кулера настраивается через меню

Устройства от Nvidia настраиваются в меню «Низкоуровневые системные настройки». Здесь галочкой отмечается ручной контроль вентилятора, а затем скорость регулируется ползунком.

Установите ползунок регулировки температуры на нужном параметре и сохраните настройки

Настройка дополнительных вентиляторов

Корпусные вентиляторы также подключаются к материнской плате или реобасу через стандартные разъёмы. Их скорость может быть отрегулирована любым из доступных способов.

При нестандартных способах подключения (например, в блок питания напрямую) такие вентиляторы будут работать всегда на 100% мощности и не станут отображаться ни в BIOS, ни в установленном софте. В таких случаях рекомендуется либо переподключить кулер через простой реобас, либо заменить или отключить его полностью.

Работа вентиляторов на недостаточной мощности может привести к перегреву узлов компьютера, причиняя вред электронике, снижая качество и срок работы. Исправляйте настройки кулеров только в том случае, если вы полностью понимаете, что именно делаете. В течение нескольких дней после правок контролируйте температуру датчиков и следите за возможными проблемами.

Контроль охлаждения процессора

Используем Speedfan ().
Программа после запуска за несколько секунд соберёт информацию обо всех найденных кулерах в системе и выдаст её списком. Нас интересуют 2 блока:

В первом нам показываются количество оборотов в минуту, во втором — доступные регуляторы для них. Программа автоматически довольно точно определяет, где чей вентилятор, поэтому некоторые (CPU – процессор, и GPU – графика) она может найти и подписать сама.
Но это – лучший вариант. Картина может быть и такой, как на скриншоте ниже. Для контроля в данном случае доступны 3 неизвестных и GPU. Если вы знаете, какой именно кулер у вас шумит больше всех – тогда можно просто изменять значения каждого Pwm до тех пор, пока не услышите разницу в шуме.
В моём случае у CPU якобы кулера нет, но есть какой-то неизвестный Fan2 (к слову, идентичный CHASSIS, т.е. мат. плате). Это связано с тем, что у меня вентилятор, который не поддерживает программную настройку оборотов. О том, почему так и что делать – в конце статьи.

Учтите: значение в процентах, которое вы выставляете, будет постоянным как в простое, так и под любой нагрузкой.
Если хотите, чтобы эти параметры вступали в силу сразу после запуска Windows, отметьте галочкой соответствующий пункт в разделе Configure → Options:
Автозапуск

Еще:  Кипит двигатель Чери Амулет А15 Что делать с перегревом

Регулировка кулеров видеокарты (MSI Afterburner)

Утилита «заточена» только под видеокарты, поэтому ползунок, отвечающий за скорость вентиляторов, здесь один. По умолчанию он работает в автоматическом режиме и для начала работы его надо отключить:
MSI Afterburner
Когда нужное значение выставлено, нажмите «Apply». В правом окошке расположен монитор, отображающий на графике изменения, так что вы сможете увидеть изменения в температуре ГП (видеокарты), скорости вращения в процентах и оборотах.
При желании, настройки в этой программе тоже можно включать при запуске Windows. Для этого отметьте пункт:


Но это – лишь основные функции программы. Здесь есть опция, при помощи которой вы сами можете указать, на какие обороты и при какой температуре выходить кулеру видеокарты. Да, она есть и у предыдущей программы, но в Afterburner проще разобраться.

  1. Перейдите в Settings → Кулер
  2. Нажмите «Включить авторежим»


На появившемся графике вертикаль обозначает скорость вращения в процентах, а горизонталь – температуру. Левым кликом на любом участке зелёной линии создаются дополнительные точки-преломления. Их можно перетаскивать и, тем самым выставлять нужные значения. По нажатию «ОК» изменения вступают в силу и теперь в главном окне регулятор подсвечен зелёным.
Если хотите эти настройки отключить – просто нажмите кнопку «User Define».

Почему способы не работают и что можно сделать?

В случае с настольным ПК чаще всего может не работать настройка кулера процессора.
У кулеров есть разные коннекторы для подключения: 3-Pin и 4-Pin (PWM). Именно последние позволяют управлять скоростью через программы, а трёхпиновые – нет. Лично я об этом узнал, когда заменил свой старенький кулер (4-pin PWM) на новый (3-pin) и обнаружил, что он почему-то не поддаётся настройке через тот же Speedfan, хотя раньше всё было нормально. Поэтому, учтите этот момент при выборе системы охлаждения для процессора.
коннекторы для подключения
Если речь о ноутбуке, то здесь есть 2 варианта:

  1. Заблокировать возможность мог сам производитель – тут ничего не поделать.
  2. В ноутбуках, не предназначенных для игр, есть один, общий для процессора и видеокарты кулер. То же самое относится и к встроенной в процессоры графике (Та же Intel HD Graphics). В таких случаях бесполезно использовать

Заключение
Владельцы настольных ПК в самом выгодном положении: если кулер процессора и не поддаётся регулировке, замена обойдётся дёшево. С видеокартами проблем и того меньше. Среди ноутбуков, игровые имеют наибольшие шансы, «офисная» графика средней цены – лотерея, а вот обладателей интегрированной графики, скорее всего, ждёт разочарование.

Основных причины для разгона вентилятора две. Первая – слишком высокая температура компонентов внутри системного блока, не связанная с загрязнением пылью компьютера или неисправностью систем охлаждения. В этом случае логично поднять скорость вентиляторов охлаждения в пределах допустимой возможности.

Вторая же причина наоборот требует уменьшения этой самой скорости – повышенный шум. Важно найти в этом всем разумный компромисс – максимально тихая работа при достаточном охлаждении элементов комплектующих. Следовательно, нужно каким-то образом изменять частоту вращения вентиляторов. О том, как это сделать будет идти речь далее.

Изначально скорость оборотов указывается в настройках BIOS, исходя из которых материнская плата компьютера устанавливает заданные параметры, в частности изменяя напряжение, подаваемое на вентиляторы, контролируя таким образом число оборотов. Однако, управлять этой скоростью можно не на всех кулерах, а только на трёх выводных, двухвыводные будут работать всегда на наибольшей скорости.

Также регулировать можно обороты вентиляторов, установленных на видеоадаптере и центральном процессоре.

Это можно сделать с помощью BIOS (UEFI) либо используя сторонние программы, а некоторые производители выпускают свои фирменные утилиты для контроля охлаждающих систем для ноутбуков.

Используем speedfan

Самой популярной программой для настройки скорости вращения кулеров является SpeedFan. Старая и очень известная утилита, бесплатная и простая в использовании. Найти и скачать её не составит проблем.

Процесс установки показан ниже. Всё интуитивно понятно.

Установив программу увидим следующее окно.

Принцип работы всех версий схожий.

Увидеть загрузку процессора на данный момент можно в поле Cpu Usage. Чтобы включить автоматическую регулировку вращения поставьте галочку Automatic Fan speed.

Ниже показан набор скоростей и температур, установленных у вас вентиляторов, где:

  • RPM – количество оборотов в минуту;
  • Fan1 – кулер, подключенный к разъему возле чипсета;
  • Fan2 – кулер на процессоре еще называют CPUFan,
  • Fan4 – второй процессорный вентилятор, если он есть;
  • Fan3 – пропеллер, подкинутый к выводам AUX0;
  • Fan5 – AUX1;
  • PWRFan – кулер в блоке питания;
  • GPUFan – вентилятор видеокарты.

Ниже в процентах Вы можете изменять диапазон наименьших и наибольших оборотов, регулируя их, нажимая стрелочки. Это сразу отразится на громкости их работы, что Вы сразу почувствуете. Только не отключайте вентиляторы полностью, есть риск спалить что-нибудь из компонентов.

Регулировка скорости с помощью AMD OverDrive и Riva Tunes

Фирменная утилита AMD OverDrive позволит изменять настройки платформ AMD.

Среди множества прочих возможностей, также тут можно программно управлять частотой вращения кулеров.

Запустить эту программу Вы сможете только на чипсетах, её поддерживаемых AMD 770, 780G, 785G, 790FX/790GX/790X, 890FX/890G//890GX, 970, 990FX/990X, A75, A85X.

Запустив программу нажмите раздел Fan control и выберете необходимые характеристики скоростей вентиляторов.

Еще одной интересной программой с функцией регулирования скорости кулеров является Riva Tuner. В первую очередь ей предпочитают пользоваться владельцы сильногреющихся видеокарт.

Скачиваем и инсталлируем программу. В нашем случае это версия 2.21.

Запустив, находим низкоуровневые системные настройки, после чего открываем закладку Кулер. Перед нами открывается следующее окно.

Галочку на Включить низкоуровневое управление кулером. Создаем пресет скорости вентилятора, в процентах указывая нужное значения. Создаем несколько пресетов.

Создаем задачу в зависимости от того, когда Вы хотите получить снижение скорости вращения вентиляторов, то есть настраивая расписание, диапазон температур и другие характеристики.

Таким образом можно добиться тонкой настройки скоростей кулеров в зависимости от изменения температуры комплектующий системного блока.

Источник



Способы уменьшения оборотов на вентиляторе

При недостаточной естественной циркуляции воздуха в помещениях – жилых, технических, хозяйственных – устанавливают вентиляторы. Приборы обеспечивают воздухообмен на уровне, необходимом для работы оборудования или создания комфортных условий пребывания. Работают аппараты в разном режиме, так как в течение суток требования к воздухообмену изменяются. Увеличить или уменьшить скорость вращения вентилятора можно с помощью контроллера скорости.

Изменение скорости вращения

Вентилятор в общем виде – ротор с закрепленными определенным образом лопатками. При вращении лопатки сталкиваются с воздухом и отбрасывают его в некотором направлении. По конструкции различают:

  • Осевой – направление нагнетаемого и всасываемого вздоха совпадают. Вентилятор предназначен для охлаждения чего-либо: кулеры в компьютерах, бытовые приборы, шахтные вентиляторы, аппараты для дымоудаления.
  • Радиальный – центробежный. Воздух всасывается с одной стороны вентилятора, нагнетается по другую сторону – под прямым углом. Радиальные вентиляторы используют в промышленности.
  • Тангенциальный – имеет сложное строение по типу «беличьего колеса». Воздух всасывается вдоль периферии и нагнетается под прямым углом. Такая конструкция стоит в кондиционерах, воздушных завесах, холодильниках.
  • Безлопастный – по сути, нагнетатель воздуха. В быту почти не встречается.

Любой вентилятор в силу специфики конструкции работает на полную мощность. Это приводит к быстрому износу прибора и поломкам. Максимально мощный поток воздуха требуется не все время. Чтобы уменьшить обороты вентилятора, нужно подключить специальное устройство.

Элемент для уменьшения оборотов вентилятора

Регулирует скорость вращения контроллер скорости. Уменьшаться она может по 2 механизмам:

  • изменение частоты тока – чем она ниже, тем меньшее количество оборотов делает кулер;
  • изменение напряжения, поступающего на обмотку.

В абсолютном большинстве случаев используются приборы 2 типа. Приспособления, изменяющие частоту, обычно стоят намного дороже вентилятора.

Контроллеры могут быть механическими и автоматическими. Первые регулируются вручную с помощью колесика. Уменьшать можно как плавно, так и ступенчато – это зависит от типа прибора, чаще всего это симисторные модели. В сложных системах устанавливают контроллеры с автоматическим управлением. Здесь сигналом к снижению числа оборотов служат показатели датчиков: температурных, влажностных, газовых, фотодатчиков. Их главная задача – снизить потребление энергии, когда система функционирует в оптимальном режиме и не нуждается в усиленном охлаждении.

Уменьшение скорости вращения вентилятора вытяжки

В системах принудительного кондиционирования обычно ставят канальные вентиляторы. На максимальной мощности приборы работают только в тяжелых условиях – промышленном цеху. В офисах компаний, коммерческих помещениях и даже в лабораториях мощность вытяжки изменяют в зависимости от времени суток и характера деятельности.

Чтобы уменьшить скорость канального вентилятора, нужно установить ступенчатый контроллер. Регулятор снижает напряжение, подаваемое на обмотку. При этом падает и скорость вращения лопастей. Трансформаторный ступенчатый контроллер оптимален, когда скорость вращения кулера удобнее регулировать вручную, например, чтобы снизить шум в какое-то время.

Еще:  Как подключить датчика включения вентилятора ваз

Если скорость кулера находится в зависимости от температуры или уровня влажности, ставят электронный модуль с автоматическим управлением.

Автоматические контроллеры нередко оснащаются аварийными индикаторами, лампами сигнализации и даже возможностью гальванической развязки с сетью.

Назначение контроллера

Регуляторы вращения кулера выполняют несколько задач:

  • Экономия электроэнергии – на максимальной мощности вентилятор потребляет максимальное же количество электроэнергии. Это невыгодно. Возможность снизить число оборотов, когда в этом нет нужды, позволяет уменьшить счета за электричество.
  • Увеличение срока работы оборудования – вентилятор включает движущиеся части. При интенсивной работе они быстро изнашиваются и выходят из строя. Уменьшив число оборотов, можно увеличить срок эксплуатации вытяжки, кондиционера, холодильника.
  • Снижение уровня шума – вентилятор на максимальной мощности создает относительно небольшой шум. Но если приборов несколько, уровень шума превышает терпимые 50 дБ. Если понизить число оборотов, шум тоже снижается.
  • Поддержка постоянного режима – без контроллера вентилятор может находиться только в 2 состояниях: работа на полной мощности и отключение. При работе в вентиляционной системе прибор периодически включается и выключается. Такой режим приводит к перегреву аппарата и перерасходу электроэнергии. Контроллер обеспечивает инверсионный принцип работы: снижение и увеличение числа оборотов без скачков напряжения.

Контроллер можно установить на системы вытяжки на кухне или вентиляции офиса, а также на бытовые приборы и оборудование: холодильники, компьютеры.

Основные разновидности

Чтобы снизить или увеличить скорость вращения вентилятора, нужно подобрать устройство необходимой конструкции. Выделяют несколько видов контроллеров. Самая известная классификация – по принципу управления. Однако все они относятся к приборам, изменяющим величину напряжения на обмотку.

Тиристорные или симисторные

Предназначены для работы с однофазными аппаратами, имеющими защиту от перегрева. Здесь реализуются принцип фазового управления. 2 тиристора, соединенные встречно-параллельно, образуют симистор. При прохождении напряжения через ноль тиристор «отрезает» часть в начале или в конце волны напряжения в зависимости от схемы управления. В итоге среднеквадратичное напряжение изменяется.

Тиристорные контроллеры эффективны, компактны, создают мало шума. Однако подключить их можно только к электродвигателям, спроектированным с учетом такой возможности.

При частоте в сети в 50 Гц симисторные контроллеры действуют хуже: слышны рывки и шум при работе.

Частотные

Изменяют частоту напряжения, подаваемого на вентилятор. С их помощью получают напряжение от 0 до 480 В. Частотные контроллеры – главный способ регулировки в инверторных аппаратах: кондиционерах, преобразователях. Однако работать регулятор может только с трехфазными электродвигателями, что ограничивает его применение.

Трансформаторные

Модели рассчитаны на обеспечение наиболее мощных вентиляторов. Выпускают одно- и трехфазные приборы. Чаще всего это ступенчатые регуляторы. Они повышают и понижают напряжение через определенный интервал, который указывается в маркировке. Однако есть варианты, обеспечивающие плавную регулировку.

Трансформаторные регуляторы громоздки, стоят недорого. Прибор можно монтировать на стенах, внутри стен, прямо внутри установки. Контроллер может обслуживать несколько вентиляторов и отличается высокой надежностью.

Правила подключения устройства

Регулятор для уменьшения оборотов вентилятора может смонтировать и настроить специалист. В простых случаях с такой задачей справляются самостоятельно.

Способы установки контроллеров зависят от типа устройства: настенный, внутристенный вариант, модель для установки внутри корпуса, реобас для регулировки вращения кулеров в системном блоке и прочее. Схема подключения регулятора имеется в инструкции к прибору. Изучив руководство, можно разобраться, как подсоединить прибор и обслуживать его.

  1. Настенные и внутристенные варианты закрепляют на стену шурупами или дюбелями. Крепеж обычно входит в комплект.
  2. Регулятор подключают к питающему кабелю по схеме, приведенной производителем. Задача сводится к обрезке проводов ноля, фазы и земли и последовательного присоединения жил к входным и выходным клеммам.
  3. Прежде чем начать монтаж, нужно убедиться, что сечение соединительного питающего кабеля соответствует максимальному току подсоединяемого контроллера.
  4. Если вентилятор оснащен собственным выключателем. Последний необходимо демонтировать и заменить на контроллер.

Чтобы снизить обороты компьютерного кулера, используют устройство дополнительного сопротивления или его усовершенствованный вариант – реобас. Предварительная работа здесь сложнее. Необходимо правильно оценить, какова допустимая температура для каждого элемента оборудования: материнской платы, процессора графической карты. В противном случае снижение скорости кулера приводит к перегреву и поломке процессора или платы.

Принцип подключения реобаса: провода от вентилятора обрезают и подсоединяют к регулятору по схеме, указанной производителем. Реобас удобнее тем, что контролирует сразу несколько вентиляторов, в то время как дополнительное сопротивление снижает обороты только у 1 устройства.

Сборка прибора своими руками

Контроллер представляет собой сопротивление, подсоединяемое по специфической схеме. Собрать простейший вариант для управления бытовым вентилятором можно своими руками. Понадобится для этого 3 детали: переменный и постоянный резисторы и транзистор.

  1. К центральному контакту переменного резистора припаивают базу транзистора. К крайнему выводу резистора подсоединяют коллектор.
  2. К другому краю резистора методом пайки прикрепляют постоянный резистор сопротивлением в 1 кОм. Второй вывод постоянного резистора припаивают к эмиттеру транзистора.
  3. К коллектору транзистора крепят кабель входного напряжения, а «плюсовой» выход фиксируют к эмиттеру транзистора.
  4. Чтобы проверить работу элемента, провод от эмиттера присоединяют к «плюсовому» проводу вентилятора. Провод выходного напряжения от самодельного ребоаса подсоединяют к блоку питания. «Минусовый» провод вентилятора прикрепляют напрямую, не включая в схему регулятор.
  5. Включают блок питания в сеть. Понижают и увеличивают скорость вращения кулера, поворачивая колесико переменного резистора.

Самоделка совершенно безопасна для вентилятора, поскольку «минусовый» провод подсоединен напрямую. Даже если контроллер замкнет, кулер не пострадает.

Источник

Как выбрать автомобильный вентилятор на 12 и 24 вольт

где ΔQ – количество тепла, передаваемое телу; m – масса тела; ΔT – разница температур; C – удельная теплоемкость.

Из приведенной формулы можно сделать важные выводы. Если ΔQ и С – величины постоянные, то чем больше ΔT , тем меньше m. И еще: количество тепла ΔQ, которое может быть передано от одного тела другому, прямо пропорционально разнице температур этих двух тел ΔT. Относительно теплообмена в радиаторе системы охлаждения это означает: чем больше разница температур охлаждающей жидкости и окружающего воздуха ΔT (Tж–Tв), тем меньший поток воздуха F, кг/с, требуется для охлаждения. Эта зависимость представлена на рис. 1. Из графика видно: когда температура окружающего воздуха приближается к температуре охлаждающей жидкости, т. е. ΔT уменьшается почти до нуля, требуемый поток воздуха стремительно увеличивается.

Этот и приведенные ниже графики построены на основе реальных испытаний.

Энергия, необходимая для создания воздушного потока заданной величины

Теперь рассмотрим зависимость энергопотребления привода вентилятора от величины воздушного потока и его скорости.

Как известно из классической механики, количество энергии, необходимой для приведения тела в движение, пропорционально скорости тела в квадрате:

где E – энергия; m – масса; v – скорость.

Применительно к системе охлаждения из этого уравнения следует: чтобы увеличить поток воздуха, проходящий через радиатор, необходимо увеличить скорость потока, если эффективная площадь радиатора остается неизменной.

Отношение величины воздушного потока и энергии, необходимой для создания этого потока, выражается «законом вентилятора»:

где Е1 – энергия, затрачиваемая для создания существующего воздушного потока; Е2 – энергия, необходимая для создания будущего воздушного потока; F1 – величина существующего воздушного потока; F2 – величина необходимого воздушного потока.

Из этого уравнения можно сделать важный вывод: энергия, необходимая для увеличения воздушного потока, пропорциональна отношению новой и старой величин потока в третьей степени. То есть, чтобы увеличить поток воздуха через радиатор в 2 раза, надо увеличить количество энергии в 8 раз (даже без учета возрастания аэродинамического сопротивления радиатора).

На рис. 2 изображена относительная зависимость между мощностью, потребляемой вентилятором, и величиной воздушного потока.

Распространенные неисправности и диагностика

Помните, что диагностировать неисправность вентилятора системы охлаждения стоит с предельной осторожностью, так как вращающаяся крыльчатка может серьезно повредить пальцы рук или другие части тела! Не редки случаи, когда неисправный вентилятор неожиданно приходит в движение!

Вентиляторы системы охлаждения устанавливаются как перед радиатором, так и за ним, со стороны моторного отека. Устоявшегося единого стандарта касательно места установки среди конструкторов не существует. Многие владельцы автомобилей также часто задаются вопросом о том, в каком направлении дует вентилятор. Бытует мнение, что он осуществляет обдув радиатора для лучшего охлаждения ОЖ. Стоить запомнить, что дует вентилятор исключительно на двигатель независимо от места его расположения. Установка перед радиатором никак не означает, что обдувается только сам радиатор. Изменение направления обдува недопустимо.

Любой электрический двигатель или вискомуфта разной мощности и технологии производства, а также электронный блок или регулятор, созданный для управления, не могут обеспечить 100% гарантию защиты от неисправностей. Проблема усугубляется еще и тем, что вышедший из строя вентилятор системы охлаждения силового агрегата немедленно повлечет за собой серьезные последствия в виде перегрева мотора. Даже контрольные приборы, созданные для своевременного информирования водителя в критический момент, выходят из строя. Контролировать состояние вентилятора и его исправность нужно с завидной регулярностью. В движении также стоит лишний раз взглянуть на указатель температуры на панели приборов при первой такой возможности.

Более простые системы с термовыключателем легко поддаются диагностике неисправностей. Что касается современных авто, тогда очень важно правильно определить не только саму поломку вентилятора, но и выявить вышедший из строя элемент в цепи из нескольких устройств. В самом начале диагностики нужно обнаружить проблему, по причине которой перестал работать вентилятор. Выйти из строя может любой из датчиков, блок управления или сам электрический мотор. Диагностировать неисправность вполне можно самостоятельно, придерживаясь приведенных ниже рекомендаций.

Еще:  SKODA Rapid Spaceback Club Ukraine

Системы с механическим приводом диагностируются быстро. Просто понаблюдайте за вентилятором, который должен вращаться постоянно. Если Вы видите вращение и лопасти крыльчатки целы, тогда ищите проблему в другом месте. Перегреваются двигатели с вискомуфтой из-за неисправного вентилятора только в том случае, если муфта не обеспечивает достаточной блокировки крыльчатки в режиме высоких оборотов коленвала. Результатом становится низкая скорость вращения вентилятора и такой обдув, который не соответствует нагрузке на мотор. Определить неисправность муфты можно путем анализа скорости вращения вентилятора на низких и высоких оборотах.

Если в автомобиле установлен электрический вентилятор охлаждения, тогда начните с контроля его работы. Когда вентилятор не включается при очевидном перегреве, можно воспользоваться следующим методом диагностики систем с термовыключателем:

Если вентилятор после такой операции принудительно заработал, тогда вполне очевидна неисправность термомвыключателя. Неработающий же вентилятор будет означать неисправность именно в нем или в других участках цепи. Конструкция может также состоять из двойного термодатчика. Проверку стоит производить в два этапа, хотя принцип остается таким же. В самом начале замыкают первые два контакта, после чего вентилятор должен вращаться на малых оборотах. Далее замыкается вторая пара, после чего скорость вращения должна заметно возрасти.

Бывает и так, что вентилятор охлаждения радиатора дует постоянно, без видимых пауз. Такие симптомы являются достаточно распространенными. Это может указывать на выход из строя датчика включения. Проверку стоит осуществлять при включенном зажигании путем дальнейшего удаления соответствующего разъема с датчика. Если вентилятор после этого не выключился, тогда регулятор отключения следует заменить. Дополнительно можно выполнить проверку предохранителя в том случае, если возникшие проблемы с работоспособностью вентилятора охлаждения не исчезли.

Указанные выше способы нельзя рекомендовать тем автовладельцам, которые обладают машиной с электронным устройством для контроля скорости вращения вентилятора охлаждения. Самостоятельно неискушенному водителю можно проверить только исправность предохранителя, который отвечает за данный участок. Дальше необходимо обратиться за помощью в автосервис.

Принципы разработки систем охлаждения

Проектирование системы охлаждения обычно начинают с выбора максимальной рабочей температуры, т. е. максимальной температуры окружающего воздуха, при которой система охлаждения способна поддерживать температуру охлаждающей жидкости двигателя на заданном уровне.

После выбора максимальной рабочей температуры можно определить расчетный перепад температур ΔT в системе и величину необходимого воздушного потока. Чем выше выбранная максимальная рабочая температура, тем больше величина необходимого воздушного потока.

Проще говоря, если мы рассчитываем систему охлаждения для работы в средней полосе, взяв за максимум температуру окружающего воздуха +35 °С, нам потребуется менее мощный вентилятор, чем в случае, когда система охлаждения будет рассчитана на работу при +50 °С.

Для создания оптимальной по характеристикам системы охлаждения следует учитывать факторы, перечисленные далее.

Мощность вентилятора охлаждения двигателя ваз

вроде как по 15А каждый. но шото мнет ак кажется, что ржут они гораздо больше.

Я такого же мнения, провода немного теплые.

Не знаю как у Нивовских, я поставил два восьмерочных — они по 110 Ватт каждый. Т.е. два — 220 Ватт делим на 12 вольт получаем 18.3 А, т.е. примерно 20 А. А генератор один фиг ставил самый мощный, ибо все равно лебеда ,а потом наверно и люстра будет. Не поставил Нивовские, потому что не нашел, были только ШевиНивовские, в магазине объяснили — Шнивовские ставятся перед радиатором, а нивовские сзади, у тебя так? Датчик у меня тоже такой стоит, но хочется другой, по моему 82-86, не могу найти. Хотел поставить два разных датчика каждый на свой вентилятор, посему сразу стаил два реле, два предохранителя. А ка ты сделал чтоб включались по очереди?

Я не знаю на счет от какой нивы на них написано 21214 в магазине вазовских запчастей покупал. Про датчики много тут на форумах читал, пришел к выводу 92-87 на верх подойдет практика покажет, будет сильно греться поменяю на 86-82. У меня с родной мясорубкой двигатель даже в жару и нагрузках был при нормальных температурах, а вот зимой зато вообще не прогреть. Думаю с электрическими будет лучше — зимой теплей. Второй вентилятор будет включаться с задержкой 6-7сек я поставил регулируемое реле времени (мастер КИТ МК113 Таймер 2 сек. 10мин) но у него встроенное реле с нормально открытыми контактами поэтому пришлось ставить доп.реле силовое. Я схему так быстро набросал, параллельно вентиляторам и датчику темп.поставлю светодиоды в салоне чтобы было видно что темп.92С и вент работает или нет. Питание силовое напрямую с батареи, а управление через замок. Ну и конечно переключатель на каждый вент принудительноавтоматич.выключено. Вообще конечно бы я поставил плавный пуск реугулировку «Силыч» чтоли так называется, но у нас о таких вещах в магазинах даже не знают. А самому ШИМ соберать не охота, долго, крапотливо и схемы все самодельные электронные с мелкими недочетами, могут подвести. В схеме немного потаропился переключатели конечно перед катушками управления реле 1 и 2.

Как правильно выбрать максимальную рабочую температуру

Если выбрать слишком низкую максимальную рабочую температуру, машина будет перегреваться при высоких температурах окружающего воздуха, но если выбрать чрезмерно высокую, заложив в конструкцию системы охлаждения слишком большой запас производительности, система будет потреблять слишком большую мощность, а это приведет к перерасходу топлива и ухудшению экономичности машины. Поэтому очень важно выбрать оптимальное значение максимальной рабочей температуры.

На рис. 3 представлена зависимость величины воздушного потока от температуры окружающего воздуха для теплообменника типа «воздух–воздух». В испытанной системе охлаждения использовался вентилятор Ø 864 мм, максимальная рабочая температура равнялась 43 °С.

На рис. 4 представлена зависимость мощности, потребляемой вентилятором, от температуры окружающего воздуха: мощность быстро падает с понижением температуры. Если температура окружающего воздуха опускается всего на 17 °С ниже максимальной рабочей температуры системы охлаждения, потребляемая мощность уменьшается более чем на 50%.

Как найти причину поломки вентилятора?

Неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя может стать причиной перегрева силового агрегата, поэтому нужно постоянно следить за работоспособностью вентилятора. В случае его поломки необходимо как можно быстрее найти причину этой проблемы и устранить ее.

Первым делом снимается штекерный разъем с датчика температуры. Если он одинарный, то проверить его исправность можно путем ручного замыкания клемм в штекере отрезком проволоки. Если термодатчик двойной, то сначала замыкаются красно-белый и красный провода – вентилятор должен вращаться медленно. Затем замыкают черный и красный провода – вентилятор должен вращается быстро. Вентилятор во всех случаях должен работать, если же не работает, его следует заменить.

Когда вентилятор работает, но только на большой скорости, необходимо заменить дополнительное сопротивление.

Если все эти проверки не увенчались успехом, то следует проверить предохранитель. В разъем вентилятора на красно-белый либо красно-черный провод подается питание от клеммы аккумулятора с положительным зарядом, а на коричневый подводится отрицательный провод от АКБ. В случае если вентилятор не заработал, значит, он неисправен, в другом случае нужно тщательно осмотреть все штекера и разъемы на проводах, идущие от датчика температуры к вентилятору.

Когда вентилятор охлаждения двигателя не выключается, а работает постоянно, это может свидетельствовать о поломке датчика включения вентилятора. Его исправность можно проверить следующим образом – включается зажигание и с датчика снимается наконечник провода. Вентилятор все равно не выключается – производится замена датчика.

В видео ниже показано, как проверить и заменить датчик температуры на автомобилях ВАЗ.

В некоторых случаях, полностью менять устройство нет необходимости, так как поломка может быть незначительной и гораздо дешевле будет самостоятельно его отремонтировать.

Свести к минимуму нагрузку на систему охлаждения

Следует выявить и исключить все паразитные нагрузки на двигатель, которые увеличивают его теплоотдачу и нагрузку на систему охлаждения. Такие паразитные нагрузки обычно появляются из-за нерациональных конструкторских решений.

Например, гидромуфта привода вентилятора обычно имеет к.п.д. 75–85%. Это означает, что 15–25% подводимой к ней мощности превращается в тепло, от которого нагревается гидравлическое масло. Это тепло должно быть отведено через систему охлаждения самим вентилятором. Гидропривод вентилятора на максимально напряженном режиме работы обычно создает 5–7% общей тепловой энергии, которая отводится системой охлаждения. За счет этого на максимальном режиме работы мощность, необходимая для привода вентилятора, увеличивается на 16–22%, чтобы дополнительно отвести тепло, созданное самим приводом, плюс потери 15–25% за счет не 100%-ного к.п.д. В результате «набегает» лишней потребляемой мощности на привод вентилятора до 31–47% на максимальном режиме.

Сравним: ременный привод вентилятора обычно имеет к.п.д. 93–98% и не увеличивает нагрузку на систему охлаждения.

Электрический привод вентилятора радиатора

Вентилятор радиатора с таким приводом имеет свой принцип работы, пожалуй, самый распространенный в современном автопроизводстве. Такой механизм охлаждения включает в себя электромотор и систему управления. Сам электродвижок запитан от автомобильной бортовой сети. Умная система управления сама рассчитывает работу радиаторного вентилятора, ориентировавшись на степень нагрева двигателя. Во многих современных автомобилях уже существует функция управляемого выбега вентилятора. Это сделано для того, чтобы после остановки автомобиля и выключения мотора, движок обдул бы вентилятор. Режим «остужения» система управления выберет самостоятельно, опираясь на степень нагрева автомобильного двигателя.

Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2107:

Источник