Радиатор системы охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
Для снижения температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) за счет увеличения площади отдачи тепла в систему охлаждения карбюраторного двигателя установлен радиатор.
Стандартный радиатор системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 трубчато-пластинчатый с пластмассовыми бачками. Средняя часть радиатора состоит из нескольких алюминиевых трубок, по которым циркулирует ОЖ, объединенных в каркас. По бокам каркаса из трубок на резиновых уплотнителях установлены пластмассовые бачки. Трубки защищены алюминиевыми пластинами.
В радиаторе нет заливной горловины. Для залива жидкости используется расширительный бачок, который тонким шлангом соединен с патрубком в верхней части левого бачка радиатора.
Так же на два патрубка левого бачка радиатора одеты два толстых шланга (один – подводящий идет от выпускного патрубка головки блока, другой — отводящий к нижнему бачку термостата). Шланги закреплены хомутами.
Правый бачок радиатора имеет два резьбовых отверстия. Одно, для установки датчика включения вентилятора системы охлаждения. Другое, для пробки слива охлаждающей жидкости из системы. Пробка с «барашком», вворачивается и выворачивается от руки.
Помимо этого, для предотвращения увеличения температуры ОЖ выше нормы на радиатор установлен электрический вентилятор. Он закреплен внутри металлического кожуха. Кожух крепится при помощи болтов и гаек к бачкам радиатора. Подробно о вентиляторе системы охлаждения: «Электрический вентилятор системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Место установки радиатора
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях радиатор системы охлаждения установлен в носовой части автомобиля для улучшения его обдува потоком встречного воздуха.
Принцип действия радиатора
Радиатор системы охлаждения задействован в работе ее малого и большого круга.
Пока двигатель не прогрет, радиатор практически не задействован, так как термостат закрыт, и жидкость через него не циркулирует. Часть прогретой жидкости поступает лишь в левый бачок радиатора по подводящему шлангу от рубашки охлаждения двигателя (выпускной патрубок головки блока). Это так называемый малый круг системы охлаждения.
После прогрева ОЖ более 87 градусов термостат постепенно открывается. Вступает в работу большой круг системы охлаждения. В нем радиатор задействован в полной мере. Охлаждающая жидкость по подводящему шлангу от блока цилиндров и головки поступает в него и, охлаждаясь набегающим потом воздуха, через отводящий патрубок уходит на нижний бачок термостата и далее в систему.
Термостат в зависимости от температуры ОЖ автоматически включает или отключает радиатор, пропуская жидкость через него или минуя его.
При сильном повышении температуры ОЖ, когда радиатор перестает в достаточной мере охлаждать, в работу вступает электровентилятор системы охлаждения. Происходит это после замыкания контактов в температурном датчике электровентилятора, в правом бачке радиатора. Температура ОЖ должна превысить 102 градуса.
Неисправности радиатора системы охлаждения
Основных неисправностей всего две: течь охлаждающей жидкости и засорение радиатора (внешнее и внутреннее). Подробнее: «Течет радиатор».
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем применяется радиатор 2108-1301012.
Примечания и дополнения
— Помимо алюминиевых радиаторов в систему охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 могут устанавливаться латунные радиаторы.
— Радиатор системы охлаждения инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 не имеет датчика включения электровентилятора. В отверстие под него вставлена заглушка.
Еще статьи по системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Источник
Сколько в среднем стоит радиатор на ВАЗ 2109 и от чего зависит цена
Исследовав множество сайтов с запчастями на отечественный автопром, выяснилось, что на сегодняшний день средняя стоимость радиатора на ВАЗ 2109 на территории России составляет от 1500 рублей до 3000 рублей.
Что такое автомобильный радиатор и для чего он служит?
Радиатор — это деталь, выполняющая охлаждение всех составляющих двигателя, которые нагреваются в процессе его работы.
Радиатор предназначен для изменения температуры нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха. Ведь нам хорошо известно, что, если у работы двигателя не будет оптимальной температуры, то он попросту перегреется, закипит и выйдет из строя. Тогда на вашу голову придется много мороки. Давайте же исследуем вкратце принцип его работы, для более яркой картинки.
По трубкам радиатора проходит нагретая жидкость (антифриз), которая остужается потоком воздуха. Поэтому эту важную деталь охлаждения устанавливают в её предназначенное место, которое находится в передней части кузова автомобиля, сразу за радиаторной решеткой, откуда поток воздуха появляется при движении. Таким образом, эта самая жидкость проходит по «сотам» радиатора и охлаждает сердце автомобиля до оптимальной для него температуры.
Виды радиаторов
Радиаторы отличаются по материалу корпуса, его качеству и методу сборки:
- Сборные. Самые первые и самые дешевые элементы охлаждения, в которых использовался механический метод, где компоненты соединялись механическим путем. Там не применялось никакого дорогостоящего материала и не было особой сложности работы.
- Медные паяные. Более дорогой аналог предыдущему виду запчасти практически ничем не отличается по работе, но качественней и прочней сборного в разы. Главными преимуществами такого вида радиатора является хорошая проводимость тепла и возможность его ремонта: поврежденные области можно запаять и пользоваться дальше. Цена составляет от 1000 до 3000 рублей.
- Алюминиевые сварные. Имеет цельный корпус и конструкцию, где применены самые новые методы сварки. Являются самыми надежными и прочными по сравнению с остальными видами. Явный недостаток алюминиевого радиатора кроется в его материале, ведь, как известно, алюминий не самый лучший проводник тепла, но имеет лучшую теплоотдачу. Да и с этим справляются за счет увеличения площади самого радиатора. Цена почти не отличается от цены на алюминиевый радиатор.
От чего зависит цена?
В первую очередь, необходимо знать, что стоимость радиатора зависит от материала, из которого он изготовлен. Но это не все! Так как еще цена варьируется в зависимости от марки и страны производителя. Это нужно знать по той причине, что разновидности авторадиаторов зависят от типа двигателя и мощности аккумуляторной батареи.
В основном, медные радиаторы на автомобиль подойдут в том случае, если необходим еще и обогрев салона. Это послужит вам для комфортной езды. А алюминиевые имеют меньший вес и возможность его ремонта, о чем уже говорилось выше.
Лишь высокое качество позволит вам комфортно и без проблем пользоваться своим железным конём без риска навредить другим деталям, потому что их поломка — это большой дискомфорт не только для вашего автомобиля, но и для вас. Поэтому покупать надо качественный товар и с гарантией.
Примеры цен на деталь и на её установку
Рассмотрим примеры цен на саму деталь и на её установку.
Как уже известно ранее, автомобильный радиатор на ВАЗ 2109 стоит от 1500 до 3000 рублей. Сама установка может стоить 200-600 рублей, это зависит от сервиса, в котором вы ремонтируете ваше авто и от предоставленных сервисом услуг.
Как, где и у кого купить и заказать услугу?
Самым простым решением будет выбор элемента охлаждения в интернет-магазинах, где можно подобрать характеристики, интересующие вас, выбрать нужный диапазон цен и совершить покупку не выходя из дома, тем самым облегчив вашу судьбу.
Но если вы все-таки опасаетесь данных операций с интернет-магазинами, лучше найти магазин с автозапчастями и подобрать нужную вам деталь.
А вот замену этой запчасти необходимо производить в специализированных сервисах, где есть профессионалы, которые смогут качественно и без всяких вопросов обслужить ваше авто.
Источник
Алюминиевые радиаторы ВАЗ 2109: виды и замена
Как правило, для нормальной эксплуатации любого транспортного средства необходима система охлаждения. Важным элементом такой системы является именно радиатор, представляющий собой некий резервуар, для изготовления которого используется синтетический материал или алюминий.
Алюминиевые радиаторы ВАЗ 2109 имеют ребра с двух сторон. Алюминиевый радиатор ваз 2109 может быть легко установлен на автомобиль своими руками.
Алюминиевый радиатор на ваз 2109
За счёт постоянной циркуляции по каналам охлаждающей жидкости поддерживается некоторый температурный режим, который требуется для нормального функционирования двигателя. Если устройство охлаждения ломается, протекает охлаждающая жидкость или её уровень недостаточен, двигатель может перегреваться и в результате выходить из строя.
Сейчас без особого труда реально выявить главные причины поломки и отремонтировать радиатор машины ВАЗ 2109 самостоятельно.
Примечание! Снимать радиатор и устанавливать его на место нужно при холодном двигателе.
Непосредственно перед монтажом отремонтированного или нового радиатора нужно обязательно сделать проверку на предмет герметичности. Сначала необходимо заглушить патрубки, поставить механизм в воду (желательно в ванну) и подключить воздух давлением, равным 0,2 Мпа.
В случае, если через полминуты не будет видно пузырьков, можно утверждать, что герметичность удовлетворительная.
Примечание! Все ремонтные работы и замену устройства можно выполнить своими руками без посторонней помощи.
Медный либо алюминиевый радиатор, что лучше
Если такая охладительная система функционирует правильно, то нет причин для беспокойства. Обычно, поломка охладительной системы сопровождается кучей проблем, самой серьёзной из которых является перегревание двигателя.
Правильный выбор качественного радиатора охлаждения поможет нейтрализовать такие неприятности.
Ваз 21093 радиатор отопителя
Хорошим радиатором является то устройство, которое обеспечивает системе охлаждения нормальный режим работы и служит сравнительно долго. Самой популярной причиной поломки радиатора считается потеря герметичности.
В результате может наблюдаться коррозия и протечка радиатора. По такой причине важно учитывать, какой материал применялся для изготовления радиатора.
Примечание! На долговечность радиатора влияет не только материал изготовления, но и надлежащий уход. Требуется регулярная чистка от пыли, загрязнений, тополиного пуха и сухих листьев.
Чем грязнее радиатор, тем хуже он справляется со своими функциями. Чистить радиатор рекомендуется в начале июня.
Это можно выполнить самому или в условиях автомойки.Итак, какой же материал лучше: алюминий или медь?
На этот вопрос не существует однозначного ответа, но можно рассмотреть нюансы каждого варианта:
- Радиатор из алюминия обладает главным преимуществом, он легок и его стоимость невысока. Несмотря на это, устройство имеет меньшую теплопроводность и больше подвергается образованию коррозии.
Таким образом, стоит заметить, что недостатки более весомые, нежели преимущества. - Медный радиатор характеризуется большей долговечностью, он устойчив к коррозии, прочен и обеспечивает хорошую проводимость тепла, другими словами, здесь высокий КПД.
Как заменить радиатор на машине ВАЗ 2109
Извлечение неисправного устройства охладительной системы выполняется в определённой последовательности:
- сначала снимается аккумуляторная батарея;
- сливается охлаждающая жидкость;
- открепляются провода датчика включения вентилятора;
- отвинчиваются два болта с гайками, которые держат кожух этого вентилятора;
Ваз 21093 радиатор печки
- теперь снимается сам кронштейн;
- открепляется колодка с проводами, именно через эти элементы подводится питание к электродвигателю вентилятора радиатора;
- при наклоне кожуха с вентилятором в сторону двигателя вынимается кожух самого вентилятора из моторного отделения;
- ослабляются крепёжные хомуты и отсоединяются верхние шланги, подходящие к радиатору;
Ваз 2109 снятие радиатора
- открепляется шланг снизу;
- наклонив радиатор в сторону двигателя, вынимают устройство;
- если подушки нижних крепежей вынулись с установочными штифтами, их нужно снять. Если потерялась упругость или есть разрывы, эти подушки нужно заменить;
- устанавливать радиатор необходимо в чёткой обратной последовательности.
Примечание! Самая распространённая причина частого перегрева радиатора заключается в его засорении. В таком случае целесообразно промыть устройство хорошим напором воды.
Если подразумевается ремонт двигателя, желательно заодно проверить радиатор на предмет герметичности.
Радиатор печки
Наверняка, многие водители сталкивались с такой проблемой, как неэффективная работа печки. Конечно, причин может быть много, но самой основной является неисправность радиатора печки.
Таким образом, при удовлетворительной температуре охладительной жидкости (90 град.) в салон поступает слегка тёплый воздух, его не хватает даже на обогрев стёкол.
Примечание! Элемент обогрева печки может плохо работать или вовсе сломаться по причине присутствия воздушных пробок. Выявить такую проблему можно с помощью холодного воздуха, который поступает из дефлекторов охладительной системы при условии полностью открытого крана.
- поставить передние колёса машины на возвышенность;
- открутить краник печки до конца;
- нажать на газ.
Если в салоне наблюдается охладительная жидкость, это может свидетельствовать о нарушении герметичности радиатора, поэтому его лучше заменить. Это можно сделать самостоятельно без помощи специалиста, но при изучении детальной инструкции и рекомендаций.
Итак:
- Сначала сливается охладительная жидкость из всей системы машины. Краник отопителя нужно полностью открыть.
- Демонтируется приборная панель.
- Справа от печки есть винт, который держит хомут тяги и регулирующую заслонку согрева лобового стекла, он откручивается.
- Также откручиваются винты (3 шт.), которые держат радиатор печки.
- Из корпуса извлекается радиатор.
- Ослабляются крепёжные хомуты шлангов, они снимаются с патрубков.
- Если есть потребность, производят очищение устройства от загрязнений и мелкого мусора.
- Установка нового или отремонтированного элемента выполняется в противоположной последовательности.
Зачастую для уменьшения шума работы вентилятора отопителя при тюнинге машины его заменяют более совершенной моделью.Конечно, все соответствующие работы можно произвести на СТО, но зачем переплачивать за ремонт, если с помощью видео и фото всё можно сделать своими руками?
Для ознакомления с процессом замены и ремонта радиатора представлена детальная инструкция. Таким образом, на сэкономленные деньги можно купить хороший радиатор, цена которого будет соответствовать высокому качеству.
Источник
Замена радиатора ВАЗ 2109
Радиатор ВАЗ-2109 является составным элементом системы охлаждения (СО), служащей для создания и поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. От ее устойчивого функционирования зависит безопасность двигателя и автомобиля. Прекращение циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ), вызванное течью радиатора или выходом из строя другого элемента системы, приводит к перегреву и поломке. Стабильная работа системы охлаждения позволяет обеспечить равномерный съем тепла с деталей работающего двигателя, без чего нормальное его функционирование невозможно.
Конструкция и технические характеристики радиатора
На вазовской «девятке» установлена жидкостная, герметичная система охлаждения с принудительной циркуляцией. Охлаждение антифриза происходит в радиаторе, расположенном в передней части моторного отсека. Герметичность системы обеспечивается установкой 2 клапанов в крышке расширительного бачка. При подъеме давления выше 1.1 кг/см² выпускной клапан открывается и тем самым поддерживает значение параметра в пределах 1-1.1 кг/см². Это позволяет увеличить температуру кипения ОЖ до 110 °С.
Если давление в СО снизилось до 0.03-0.13 кг/см² ниже атмосферного на холодном двигателе, то открывается впускной клапан. При выравнивании параметров последний закрывается. Радиатор охлаждения ВАЗ-2109 представляет собой элемент СО состоящий из 2 вертикальных пластмассовых бачков, соединенных между собой по высоте 2 горизонтальными рядами алюминиевых трубок. Для увеличения площади теплосъема на них напрессованы охлаждающие пластины. Левый бачок разделен горизонтальной перегородкой для изменения направления движения потока.
Охлаждающая жидкость подается через патрубок, расположенный в верхней части радиатора, а отводится через нижний. В правом бачке установлен датчик-выключатель, который управляет вентилятором радиатора. При температуре жидкости около 100 °С включается электродвигатель, а при 95 °С — отключается. Радиатор устанавливается в рамку. На него закрепляется кожух с установленным вентилятором. Рамка радиатора ВАЗ-2109, в свою очередь, крепится к корпусным конструкциям автомобиля.
Заполнение системы ОЖ проводится через расширительный бачок. Конструктивной особенностью радиатора «девятки» является отсутствие заливной горловины. Во избежание получения травмы запрещается открывать крышку бачка и проводить доливку жидкости на горячем двигателе.
Причины замены устройства
Если в процессе эксплуатации возрастает температура охлаждающей жидкости и при этом уровень не снижается, то, скорее всего, возникли проблемы с радиатором. Поскольку трубки устройства алюминиевые, а диаметр их мал, ремонту они не подлежат. Сегодня автомагазины предлагают различные присадки, растворимые в ОЖ, и тампонирующие свищи. Однако следует помнить, что их применение является временной мерой. Во время поездки неисправность может возникнуть вновь и привести к тяжелым последствиям.
Чаще всего течи радиатора возникают из-за механического повреждения пластмассовых бачков и охлаждающих трубок во время аварий либо ремонтных работ в моторном отсеке. При таком дефекте проводить восстановление нецелесообразно. В этом случае рекомендуется выполнить замену радиатора охлаждения двигателя на исправный.
Чтобы убедиться в том, что прибор не герметичен, его погружают в ванну с водой, предварительно заглушив отверстия, и подают сжатый воздух. По наличию появившихся пузырьков судят о месте и степени повреждения. Во время эксплуатации автомобиля зимой и в дождливую погоду радиатор загрязняется, особенно в нижней части. При этом существенно ухудшается охлаждение жидкости, что неблагоприятно сказывается на работе двигателя. Имеющиеся в грязи агрессивные вещества вступают в реакцию с материалом трубок, в результате чего появляются свищи.
Использование некачественного антифриза может не только привести к выходу из строя радиатора, но и стать причиной поломки других элементов системы охлаждения. Не рекомендуется в качестве ОЖ использовать воду, т. к. на внутренних поверхностях рубашки блока цилиндров, водяной помпы и трубках радиатора появляется накипь. Она приводит к ухудшению теплосъема, что негативно влияет на работу двигателя.
Для эффективной работы СО необходимо периодически проводить ее промывку и замену ОЖ. Это поможет избежать возникновения поломок и продлит срок службы элементов системы.
Пошаговая инструкция по замене радиатора
При наличии некоторых навыков демонтировать радиатор можно своими руками. Если же автолюбитель не имеет опыта ремонта, то эту работу лучше поручить специалисту. Перед началом разборки нужно подготовить емкость для отработанного антифриза. Сливать его на землю не рекомендуется, т. к. жидкость токсична и можно нанести вред окружающей среде.
Для замены радиатора ВАЗ-2109 необходимо выполнить ряд последовательных действий:
- Отсоединить аккумулятор и убрать его из моторного отсека.
- Слить ОЖ. Для этого откручивают пробки на радиаторе, блоке цилиндров и открывают кран отопителя. Работы проводят на холодном двигателе.
- На «девятке» с инжектором необходимо дополнительно снять корпус воздушного фильтра.
- Отсоединить контактные колодки от двигателя вентилятора и датчика-выключателя и срезать хомут, которым крепится жгут проводов.
- Демонтировать скобу тяги дроссельной заслонки, закрепленной на кожухе вентилятора.
- Отсоединить резиновые патрубки от рубашки блока цилиндров, термостата и пароотводящий шланг, сняв хомуты крепления.
- Отвернуть гайки, крепящие радиатор к кузову машины.
- Извлечь его наружу вместе с вентилятором охлаждения
После этого снимают шланги с патрубков радиатора и оставшееся оборудование.
Если во время разборки были вынуты подушки нижнего крепления, то их необходимо установить на место, а при наличии трещин или потере эластичности — заменить. На этом работы по демонтажу дефектного радиатора считаются оконченными.
Сборка и проверка системы охлаждения
После проверки на герметичность проводят установку нового радиатора. Сборка осуществляется в обратной последовательности. После окончания монтажа в систему заливают ОЖ. Производитель рекомендует использовать оригинальные марки ТОСОЛ А-40 или А-40М. Согласно инструкции объем СО составляет 8.7 л, но на практике более 7.5 л залить невозможно.
Чтобы в системе не образовывалось воздушных пробок, машину нужно установить так, чтобы моторный отсек был выше багажника. Для контроля заполнения СО необходимо снять шланг со штуцера дроссельной камеры карбюратора. Жидкость наливают в расширительный бачок, из которого она распределяется по системе. Как только из штуцера карбюратора начнет выливаться антифриз, заливку немедленно прекращают, а шланг устанавливают на место и закрепляют хомутом.
Перед тем как закрыть горловину расширительного бачка, пробку промывают проточной водой и нажатием пальца проверяют работу клапанов на отсутствие заклинивания. Если возникли сомнения в работоспособности, крышку заменяют исправной. Прежде чем запустить двигатель, проводят визуальный осмотр системы на отсутствие протечек в местах соединений. Если таковые имеются, то неплотности устраняются, а пролитая жидкость насухо вытирается.
Для проверки системы в работе двигатель должен работать на холостых оборотах. При этом необходимо контролировать температуру ОЖ и герметичность всех соединений. Проверяется действие термостата, автоматический пуск вентилятора и работа отопителя. Если по результатам осмотра и функционированию СО замечаний нет, то на этом этапе действия по восстановлению работоспособности системы заканчиваются. После остановки двигателя и охлаждения жидкости проверяется уровень в расширительном бачке и, при необходимости, доливается до нормы.
Для стабильной работы СО двигателя необходимо периодически промывать соты радиатора, через 50-70 тыс. км проводить замену антифриза, следить за герметичностью соединений и контролировать работу других механизмов системы.
Источник